Яснополянская школа Льва Толстого

Идеи Льва Толстого об опыте в качестве базе научной педагогической деятельности, о свободе в качестве критерия воспитания, были им положены в основу его практической работы в Яснополянской школе. Данная школа создавалась русским гением для крестьянских детей. При этом она стала удивительной педагогической лабораторией, отличным опытом нового воспитания малышей. Деятельность школы является одной из ярких страниц истории образования и преподавания в России в девятнадцатом веке.

Особенности работы школы

Следует отметить, что на практике в работе Яснополянской школы имелись свои слабые стороны. Толстой слишком высоко оценил роль стихийного, личного опыта и текущих интересов, а также детских настроений в определении содержания занятий в школе. Писатель допускал такой условный порядок и нестандартный режим, когда ученики могли посещать или не посещать школу, слушать учителя или игнорировать его. В школе в Ясной Поляне также присутствовало и религиозное образование детей.

Лев Николаевич от всей души пропагандировал то, что отношение педагогов к ученикам должно быть самым внимательным, бережным, любовным. Они должны уважать личность ребенка, обращая внимание на его интересы, потребности, творчество и любознательность.

Педагогическая работа

Сам Лев Толстой и учителя школы старались всегда учесть индивидуальные характеристики и таланты детей, развить всесторонне их творческие силы, используя самые разные средства влияния как во время занятий, так и в свободное время.

Именно данная часть воспитательной теории и практики писателя стала особенно важной для развития дошкольной русской педагогики. Русские преподаватели, которые работали в области воспитания дошкольников, старались не просто пропагандировать в педагогической деятельности данные советы Толстого, но и на практике воплощать их в жизнь.

Вклад Льва Толстого

Лев Николаевич был замечательным психологом и педагогом, который умел глубоко проникать во внутренний мир ребенка, его настроение, развитие в процессе воспитания. Писатель обнаружил тонкое осознание детской психологии, способность каждого ученика глубоко понимать то, какие именно условия требуются для правильного формирования человеческой личности в детский, отроческий и юношеский период развития.

В целом в педагогических идеях Толстого прослеживаются глубокие противоречия, некоторые крайности, реакционные задумки, которые указывают на его кассовую ограниченность как идеолога максимально простой крестьянской демократии. Здесь наблюдается и религиозное образование, и отказ от определения общественных целей в воспитании, и идеализация детской природы, и требование к открытию самых примитивных крестьянских школ. Тем не менее, в идеях Льва Николаевича было много ценной информации, которая способствовала развитию современной педагогики.






| Контакты | Статьи |



Rambler's Top100
Автор допускает использование материалов сайта при наличии активной ссылки. Написать нам: INFO@L-TOLSTOY.RU