Лев Толстой: педагогические идеи

Самое важное место в педагогической теории Толстого отводится идее так называемого свободного воспитания. Данное предложение писателя связано с его идеалистическими философскими и политическими идеями. Толстой был уверен, что у каждого человека есть право свободно формировать собственные взгляды и убеждения, без какого-либо насилия и принуждения со стороны общественности. Он утверждал, что детям свойственно совершенство от природы, каждый малыш изначально имеет высокие нравственные характеристики.

Роль ребенка в обществе

Во все периоды времени, по мнению Льва Николаевича, ребенок считался образцом безгрешности, чистоты, добра, красоты и невинности. Человек рождается совершенным существом – это великое слово, которое произнес Руссо. И это утверждение является истинным и твердым, словно камень. Отталкиваясь от этого, педагогические идеи Льва Толстого подразумевали, что воспитание ребенка не имеет смысла, поскольку сознание нравственных ценностей у детей гораздо сильнее, чем у взрослых.

Роль взрослых – только давать материал детям для того, чтобы они могли развиваться самостоятельно – всесторонне и гармонично. Как полагает Толстой, свободный способ воспитания помогает детям самостоятельно развиваться, раскрывать себя, свои нравственные качества, способности, предпочтения, заложенные в ребятах с рождения.

Писатель идеализировал детскую природу, указывая, что возраст ребенка – это первоначальный образ гармонии. Так, в своем учении «Педагогические идеи» Лев Толстой отрицал в воспитании возможность целенаправленного сознательного воспитательного действия родителей или педагогов на детей.

Противоречивость педагогических принципов Толстого

Идея о свободном воспитании являлась весьма противоречивой, ее считали антинаучной. На самом деле воспитание – это целенаправленный, организованный процесс, который имеет определенные цели и смысл. Данный процесс выполняется при помощи разных методик и средств воспитательного воздействия на ребенка.

Лев Николаевич выступал против земских и правительственных школ России, которые контролировались и опекались правящими классами. Он выступал за демократическую идею открытия школ самими представителями народа, гражданами, а не правительством.

Проповедуя в собственных педагогических учениях идею распространения крестьянской самодеятельности при организации народных школ, Толстой все-таки придерживался отсталых взглядов патриархального крестьянства за выражение нужд в области образования всех представителей народа. По его мнению, учебная школьная программа должна была быть более бедной. В ней достаточно было лишь обучения счету и грамоте. Тем самым писатель снижал образовательную планку и потребности народа.






| Контакты | Статьи |



Rambler's Top100
Автор допускает использование материалов сайта при наличии активной ссылки. Написать нам: INFO@L-TOLSTOY.RU