Лев Толстой: какой должна быть семья и отношение к детям?
Лев Николаевич Толстой считал, что семья должна уделять большое внимание обучению и воспитанию детей раннего дошкольного возраста и в начальных классах школы. Воспитание малышей он считал одной из самых первостепенных задач родителей, их главным долгом.
Первоначальное семейное воспитание
Одним из главных принципов первоначального воспитания детей в семье Толстой считал наличие здорового семейного уклада, чтобы между родителями всегда было согласие, взаимное уважение, их единый подход к детям и вопросам воспитания. Мать и отец должны демонстрировать исключительно примерное поведение, постоянно нравственно совершенствуясь. Кроме этого в семье должна быть близость, довольно тесное общение взрослых и детей.
С самого раннего возраста родители должны воспитывать у детей привычку и любовь к труду. Если человек, наоборот, привыкает к праздной жизни, то для него это худшее среди всех бедствий. Поэтому очень большое значение имеет то, чтобы дети приучались работать с раннего возраста. Благодаря навыкам самообслуживания, ручному и ремесленному труду в соответствии с возрастом, помощи в сельском хозяйстве, дети в будущем становятся не просто самостоятельными, но еще они будут нравственно воспитанными личностями.
Воспитание в семьях детей должно направляться на гармоничное развитие способностей и их сил. Родителям необходимо всегда укреплять и заботиться о здоровье детей, развивать их мышление, чаще разговаривать с малышами, читать книжки, соответствующие возрасту. При этом необходимо обязательно обращать внимание на развитие эстетических чувств детей.
О наказаниях
Лев Толстой в семье выступал против насильственных наказаний. Он выступал на стороне естественных детских наказаний, которые, по его мнению, учат детей связывать последствия с причинами дурных поступков. Толстой самостоятельно разработал несколько учебных книг для детей, а именно «Книги для чтения», «Азбуку». Книжки и рассказы для детей, написанные Львом Николаевичем, весьма народны, реалистичны и интересны.
Все эти издания получили широкое применение в семейном воспитании, а также в дошкольных заведениях. Они служили нравственному, умственному и эстетическому воспитанию малышей. Многие рассказы Толстого о людях и природе, а также сказки применяют и сейчас в советских школах, детских садиках. Такие книги детям читают дома.
Одной из самых больших заслуг Толстого является то, что он каждый, даже наиболее твердый педагогический вопрос (к примеру, о наказаниях, чтении) ставил остро, со всеми его аспектами, несмотря на пространство и время. Он связывал все свои идеи с окружающей реальностью. Возможно, писатель неправильно разбирался в том или ином вопросе, однако он искал решение проблемы не так, как это делал бы специалист узкого профиля, а как настоящий гражданин родной земли. Он не только искал сам ответы на вопросы, но и заставлял читателей делать то же самое.
Педагогика | Статьи | Интересные факты | Контакты
|