Отлучение Толстого от Церкви

В русской истории литературы, пожалуй, нет более печальной и тяжелой темы, чем отлучение Льва Толстого от Церкви. При этом нет другой такой темы, которая развила бы вокруг себя огромное количество слухов, откровенной неправды и противоречий.

Почему это произошло?

Ни один из российских писателей, которые могли бы стоять в одном ряду по силе литературного дарования с Толстым, не враждовал с православной духовностью. Ни фрондерство юного Пушкина, ни омраченный байронизм и глупая кончина на дуэли Лермонтова не заставили Церковь отречься от этих рабов Божьих. Достоевский, который в своем духовном созревании прошел путь от участия в подпольных группировках до пророческого разума и взгляда на судьбы России. Гоголь с его неординарным толкованием Божественной литургии. Островский, названный по праву российским Шекспиром. Лесков, Гончаров, Тургенев. Этот список может еще продолжаться, но, по сути, вся классическая русская литература девятнадцатого столетия создавалась именно православными христианами.

На таком фоне отречение Льва Толстого имеет особо угнетающий окрас. Вероятно, по этой причине каждый интеллигентный гражданин России вот уже более целого столетия старается отыскать объяснение такому противоречию. Как же все-таки великий отечественный писатель, неподражаемый мастер слова, имевший великолепную художественную интуицию, автор, ставший классиком еще при жизни, мог решиться на такой шаг. Он стал единственным среди русских литераторов, кто отлучился от Церкви.

Чем руководствовался Толстой?

В целом, русский человек имеет свойство становиться на защиту осужденных и гонимых. При этом совсем неважно, за что конкретно эти люди были осуждены, по какой причине и откуда их гонят. Пожалуй, основная черта национального характера россиян – это сочувствие. А пострадавшим в случае с отлучением Толстого от Церкви, как считает большинство, является сам Лев Николаевич. Его личные отношения с Православием нередко воспринимаются как битва одинокого героя с государственным учреждением, чиновничьей, бездушной машиной.

Однако все мрачные проклятия – не больше, чем результат буйного воображения российской интеллигенции. Ни в одной из церквей России не была провозглашена анафема Толстому. Все было не так торжественно, намного проще – в газетах было опубликовано Послание Святого Синода.

Смысл данного Послания был следующий. Церковь Христова изначально терпела нападения и хулы со стороны лжеучителей и еретиков, стремившихся поколебать и ниспровергнуть ее в ее основаниях, которые были утверждены на вере в Христа, Божьего Сына. Однако все адские силы, по Господню обетованию, не смогли одолеть Святой Церкви, которая пребудет непобежденной во веки веков. И теперь попущением стал очередной лжеучитель – граф Лев Толстой.






| Контакты | Статьи |



Rambler's Top100
Автор допускает использование материалов сайта при наличии активной ссылки. Написать нам: INFO@L-TOLSTOY.RU