Лев Толстой о государственной власти

Лев Толстой с огромной силой осуждения нравственных сторон подверг критике многочисленные государственные заведения, экономику, судебную систему. Однако его критика стала противоречивой. Для него было характерно отрицание революции как способа решения конфликтов в обществе. Историки и философы считают, что учение Толстого, несущее в себе определенные социалистические элементы (например создание полицейско-кассового государства на месте помещичьего владения землей, равноправия крестьян), идеализировало вместе с этим и патриархальный уклад государственной жизни. Оно рассматривало процесс истории страны с точки зрения изначальных, вечных понятий духовного и религиозного человеческого сознания в целом.

Что было злом в понимании Толстого?

Толстой полагал, что избавиться от насилия, лежащего в основе всего современного мира, можно лишь на путях не сопротивления злу насильственными методами, на основе абсолютного отказа от борьбы в принципе, а также на основе нравственного усовершенствования любого отдельного человека. Лев Николаевич подчеркивал, что только непротивлению злой стороне методом насилия может привести человечество к замене правил насилия другими правилами – законом «любви».

Толстой рассматривал власть как зло, что привело его к отрицанию государства. Однако упразднение государственного строя, по мнению писателя, не должно было проводиться насильственным путем, а только за счет пассивного, мирного уклонения представителей общества от каких-либо государственных должностей и обязанностей, от участия в государственной работе.

Распространение философии Толстого

Идеи Льва Николаевича получили широкий ход. В то же время они со всех сторон подвергались критике. С одной стороны Толстого критиковали за несогласие с церковными укладами. А с другой стороны – за пропаганду безропотной покорности государственной власти. Критикуя Толстого, Ленин нашел в его философии серьезные противоречия.

К примеру, в работе «Лев Толстой – зеркало революции» Ленин отметил, что писатель с одной стороны беспощадно осуждает капиталистическое устройство, разоблачает правительственное насилие, государственное управление, комедии суда, вскрытие глубины противоречий между завоеваниями цивилизации и увеличением богатства, а также распространением нищеты, многочисленных мучений рабочего класса. Этому всему противопоставляется юродивая проповедь относительно смиренности и непротивления злу насильственными методами.

Во время революции идеи Толстого осуждались многочисленными революционерами, поскольку они были направлены к сознанию всех людей, в том числе их самих. При этом являя революционное насилие относительно сопротивляющимся преобразования, сами революционеры желали, чтобы насилие не проявлялось относительно их самих. Объективно идеи писателя предполагали обезоруживание тех, кто был подвержен революционному насилию.






| Контакты | Статьи |



Rambler's Top100
Автор допускает использование материалов сайта при наличии активной ссылки. Написать нам: INFO@L-TOLSTOY.RU